Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Бимб??пратибимба
"Пуруша-сукт? (Ри?веда, 10.90)
1
сахаср?ширш?пуруша?br />
сахасракша?сахаср?па?br />
са бхумим вишват?вритва
'тйатиштхад дашангулам
сахаср?- ?ты?чами; ширш?- голо? пуруша?- Господ? сахаср?- ?ты?чами; акша?- глаз; сахаср?- ?ты?чами; па?- но? са - Он; бхумим - Земл?(ми?; вишватах - ?масштаба?вселенно? вритва - пронизав; атйатиштха?- отстои?ил?превосходи? даша - на де?ть; ангула?- пальце?
"Верховны?Господ? ставши?"Вселенским Человеко? - Пуруше? имее?ты?чи голо? ты?чи глаз ?ты?чи стоп. Он незрим?пронизывае?вс?вселенну? рожденну?от Ег?супруг?Бх?деви, Матери мира ?всех живы?сущест?(Лакшми ?ее ипостаси управительницы матери? пракрити). Таки?образо? став осново?пр?вленного мироздан?, трансцендентны?Господ? те?не мене? пребывае??отдалени?от него на расстояни?"де?ти пальце?.
Почему же член?тела Пуруши исчисляют? ты?чами? На само?деле числ?"ты?ча", использованное пр?описании форм?Господ? несе??себе обобщающий смыс? дабы указат? чт?Ег?телесные член?воистину неисчислим? Таково существенное отличи?Бога от других живы?сущест? Он беспределе? Будучи единой Верховно?Личность? Он способен единовременн?пр?влять неисчислимые форм? представ? пере?каждым живы?существо??уникальном ?неповторимом облике. Поэтом??данном стих?об?снение величия Господ?осуществ?ет? чере?описание неисчислимости членов Ег?трансцендентного тела, исполненного вечности, знан? ?блаженства. Та?становит? явным разительно?отличи?межд?Бого??обычными живыми существами.
?данном отношени?интересн?отметить, чт?даже ?современно?на?речи отчаст?сохранил? древни?мето?уважительног?обхожден? ?почитаемой личность? посредство?использования местоимени?множественного числ? таки?ка?"Вы", "он?, "им?. Эт?традиц? имее?свои истоки ?санскритской литературе, гд?множественно?числ?част?употребляет? ка?для описан? Самого Бога, та??пр?упоминании почитаемых учителей. ?пример? комментато? ссыл?сь на об?снен? святого Шр?Вадирадж?Тиртхи, пост?нн?использует фраз?вадирадж?шр?чаранаих ликхит? буквальн?означающую "Вадирадж? чь?(множественны? стоп?божественн? писа?та?.."
Об?снение последне?четверти стих?
?соответствии ?де?тичной системой исчислен?, цифр?10, нередк?используем? ?санскритской литературе, може?символически обозначать самы?разные числ? ст? ты?чу, миллио?ил?даже беспредельност? ?данном контекст?по?ти?"де?ть пальце? означает, чт?Са?Господ?отстои?полность?недо?гаемым, далеко за пределам?всех феноменальны?объектов мироздан?. Кром?того, отдалени?Господ?на расстояни?"де?ти пальце? указывае?на абсолютное совершенство Ег?Личности, недостижимое для всех прочих живы?сущест?
Альтернативный перево?последне?четверти стих?
"Пр?ви?тело Пуруши, Са?Господ?стал Параматмой - Высшей Душо?вселенно? которая находится ?центре груд?этог?Пуруши. Высота данной форм?Бога равняет? де?ти пальца?сложенны?вместе ру?(ил?одно??ди). Мест?расположен? Параматм? нахо?щейся ?груд?"Вселенског?Человека" (?обычного человека), отстои?на де?ть пальце?выше Ег?пупк?.
Многоглавост?вовс?не являет? залого?ум??красот? Са?Господ?прекрасн?обходится одно?голово? приходя ?ми?ка?Шр?Кришна ил?Шр?Рама. Если же принять во внимание обычны?живы?сущест? которы?вследствие мутаци?ил?прочих факторов иногда рождаются ?лишним?головами ил?иным?членам?тела, то тако?отклонение от норм? ка?правил? чрезвычайн?мешает нормальном?существовани??вовс?не становит? признако?совершенства. Однако Бо?уникален, ?Ег?таинственный обра?Пуруша-аватар?исполнен дивног?великолепия. Та?для чего же Господ?являет? ?облике Пуруши ?неисчислимым?телесным?членам?
Ответо?на данный вопрос може?послужит?изложенн? ниже философская концепция бимб?пратибимба, великолепн?об?сняющ?, каки?образо?Господ?творит ми? используя та?называемый принци?"зеркальног?отражения".
Прежде че?создават?материальные тела всех живы?сущест? Господ??облике Пуруши Са?приня?бесчисленные форм? ставши?по сути прототипам?те?каждой из личносте? которы?предст?ло родить? ?мире. Таки?образо? кажд? душа (джив? ?ее материальном аспект?бытия есть ка?бы отражени?одного из облико?Господ??Ег?образе Пуруша-аватар? ?че?больше обусловленная душа запутывает? ?собственны?материальных привязаннос???обреме?ет? ?желыми последствиями карм? те?боле?искаженным становит? изначально отразивший? ?не?обли?Бога.
?философи?"Ведант? есть особ? аналог?, об?сняющ? данное явление: Господ?- эт?бимб? ?? субъек?отражения, ?воплощенная душа (джив? - пратибимба, ?? отраженный объект (зеркальное отражени?субъекта). ?тако?случае необходимо понимать, чт?обра?каждог?материальног?индивидуум?реальн?существует только потому, чт?он ?виде отражения на время заимствова?от соответствующего образа Бога.
?помощь?концепци?бимб?пратибимба можн?осознать, почему ?лю??нередк?наблюдается стол?дивн?, сродни божественной, привлекательност? Ведь каждый челове?изначально отражает ?себе один из облико?вселенског?Господ? Пуруши, ?именно этот обра?неудержимо влечет на??себе, но отнюдь не бренно?материальное тело. Философия "Ведант? гласит, чт?Господ?равн?располагае?внутри Се? ка?мужско? та??женско?энергиями. Соответственно, земные женщин?отражают ?себе черт?божественной красот?либо Самого Господ??Ег?женски?ипоста?? таки?ка?Мохини-мурт? либо неземную красот?прелестных супруг Господ?
Писания глася? мы люби?ближни? сами не понимая, чт??их образа?для на?отражает? Са?Господ? ?санскритских текста?част?встречаются молитв?врод?твам эв?мататх?сухрит-пати?пита твам са?гуру?на?парама?ча даиватам- "Ты - наша мать, на?благодетел? Господ? отец, духовный учител??Божество, которому мы поклоняем?". (Бхаг., 1.11.7).
?связи ?этим становит? интересным проанализировать феноме?любв??духовной точк?зрен?. Вначал??сердце человека возникае?сильная привязаност??кому-то из люде? ?такая привязанность зарождается небеспочвенн? но пр?содействии ?да божественных личносте? управителе?сердца, важнейшего из органо?жизнед?тельност? На?сердце?человека властвую? Шива - бо? отвечающий за ложное эг? Шеша - хранител?жизненно?силы джив? Гаруда - управитель продолжительност?жизн? Кама - бо?любв? ? на само?глубинно?уровне - Са?Господ? которы?известен ка?антарьями, Внутренний Повелитель сердца. Вс?вышеперечисленны?божества старательн?помогают воплощенно?душе наполнит?свое сердце переживаниями.
На следующе?этап?центральны?аспектом привязанности становит? то, чт?челове?сознательн?ил?неосознанн?начинает идеализировать ил?даже боготворит?своего возлюбленног? Эт?происходит несмот? на то, чт?объект любв?- всег?навсег?просто?смертный, челове?из плот??кров? Однако страст? захватившая сердце, помогает влюбленном?закрыт?глаз?на вс?недостатки, ??ег?ум?возникае?неки?не соответствующи?действительности божественный идеа? Ка?известно, сохранит?идеа?любв??неприкосновенности особенно помогает разлук? тогд?ка?пр?непосредственном контакте, ?обыденност? неизбежн?выявляют? противореч? ?несоответств?. Итак, на данном этап?нашего анализ?можн?сделат?выво??то? чт?идеа?любв? скорее, относится не ?сфер?фактов, ??по?ти?веры, ?? ?особой духовной категори? именуемо?на санскрит?шраддхой.
?"Шатпрашн?упанишад" (6.4) об?сняет?, чт?вера (шраддх? есть один из шестнадцат?важнейши?состав?ющих (шодаша-кала), обеспечивающих жизнед?тельност?каждог?человека. Поэтом?для того, чтоб?нормальн?существовать, любому человеку необходимо во чт?то верить. Даже если он вери?только ?самого се? ?надеет? на собственно?счасть? эт?уж?есть определенн? разновидност?веры. ?семнадцато?глав?"Бхагавад-гиты" Кришна вкратц?пояснил, чт?вера бывает трех уровне?чистот? благостн?, страстная ?невежественн?. Вера, которо?живе?сердце человека, оказывае?на ег?жизн?колоссальное вл?ни? иб?согласно ей он выбирает фактическу?основу собственного существования, ?именно пищу, которая, ка??вера, подразде?ет? на тр?категори? благостную, страстну??невежественную.
Кром?того, из учен?, изложенног??семнадцато?глав?"Бхагавад-гиты", явствуе? чт?вера-шраддх?выражает? ?естественной предрасположенност??трем вида?деятельност?
1. ягья - принесение жерт?во имя объект?веры ил?любв?
2. тапа - подвижничество ил?напряженный труд во имя идеала;
3. дана - дары, подносимые по велени?сердца.
Интересн?отметить, чт?лишь по-наст?щему лю?щи?челове?становит? склоне??вышеуказанны?формам деятельност? из чего можн?заключит? чт?объект любв?действительн?становит? для него объектом веры ?особог?преклонения. Словно уверовавши??Бога подвижни? влюбленный гото?ревностн?поклонять? милому сердцу образу. ?до те?по? пока ем?удается сохранит?чистот?идеала, вдохновени?не покидает ег? ?он черпае?востор??отраду ?тако?любовном служении.
?"Бхагавад-гите" (7.21) Кришна утверждает:
йо йо йа?йа?тану?бхакта?br />
шраддхайарчиту?иччхат?br />
тасй?тасйачалам шраддхам
та?эв?видадхам?ахам
"?пребываю ?сердце каждог?ка?Сверхдуш? ? когд?челове?хоче??веро?поклонять? кому-либо (Богу, полубогу, человеку ил?даже привидению), ?Са?дела?ег?веру, шраддх? непоколебимо?.
Если спроецироват?вс?сказанно?на изложенную выше концепци?бимб?пратибимба, мы увидим, чт??ее позици?идеализированный объект привязанности (любимы?челове? являет собо?лишь пратибимбу - "зеркальное отражени? наст?щего образа Бога (бимб?. Удивительн? но даже стол?несовершенно?отражени?Бога пробуждает ?душе веру ?обширнейши?спектр любовных переживани?
Можн?подытожить данную тему словам?Кришны: "Те, кт??веро?(шраддхой) поклоняют? другим бога?(ил?иным идеала?, ?действительности поклоняют? Мн?одному, ?сы?Кунт? но сами этог?не понимают. Таки?люди лишены достоверного знан? ?метода?служен? Богу" (?-?, 9.23).
Возникае?вопрос: нель? ли живы?существа?(дживам) воплощаться напряму? бе?посредничества Бога? Заче?Господ?понадобилось предварительно создават?их идеальны?прототип? Дело ?то? чт? воплощ?сь ?материальном мире, душа приходит сюда ?желанием властвоват? ?? до некоторо?степен?подражат?Богу. Душа воплощается ?теле, по своему устройству напоминающем вселенну??миниатюр? ?для того, чтоб?управлять деятельностью такого высокоорганизованног?биологического существа, джив?абсолютн?необходима власть, подобн? божественной. Приним? эт?во внимание, сострадательны?Господ? лучший доброжелател?каждог? соглашается предоставить ?распоряжени?джив?собственно?отражени?- пратибимбу. Обра?Господ?изначально отражает? ?майе, иллюзорной материальной энерги? ?джив?по?действие?ложног?эг?отождествляет? ?ни? Та?душа (джив? становит? отражением ил?тень?Бога, ??не?появляет? некоторая способност?властвоват?на?материей. Окутанная невежество? он?предпринимае?всевозможные попытк?наслаждать? иллюзией господства. Однако на этом пути живо?существо подстерегают немалы?разочарования, иб?ем?приходит? неизбежн?претерпевать совершенно неестественные для души плотские страдания: рождение, болезн? старость ?смерть.
От всех подобных ужасающи?пробле?есть только одно средство спасен?: душа должна отказать? от нелепо?жажд?господства ??любовь?обратить? ?Господ? своему истинном?благодетел? ?отношения??Бого?кажд? душа изначально имее?личную вечную форм?(сваруп?, которая полность?раскрывает? лишь ?момент освобожден? из самсар? Но до те?по? пока душа обусловлен? сваруп?существует ?форм?духовной искр?атомарного размер??нераскрыты?духовным потенциало?
Следуе?особенно подчеркнут? чт?хо? воплощенная джив?описан?здес?ка?отражени?Бога, эт?вовс?не значит, чт?сама джив?иллюзорн? Душа существует вечн? ка??Са?Господ? Но отражени?Бога (пратибимба), ?которы?отождествляет? джив? не вечн? хо? ? будучи отражением истинног?духовног?субъекта, вполне реальн?
Таки?образо? тело Пуруши - эт?вместилище потенциальны?форм всех живы?сущест? Боле?того, Господ??форм?Пуруша-аватар?становит? осново?для существования:
1) всех объектов ?пространстве;
2) энерги?времен?
3) всех дост?ни?этог?мира.
Комментато?Индира Кришна отмечает, чт?если рассматриват?са-бхумим ка?одно слов? смыс?буде?следующи? "Господ?изнутр?пронизал Свое?энергией не только Бхум?(Земл?, ?? материальную энерги? но ?вс?живы?существа (джив?".
Каки?образо?Господ?пронизал тела джив, становит? по?тным из комментария Сатьясандха Тиртхи, которы?указывае? чт?по?словом вишв?(вселенная) нередк?подразумевается Ва? управитель дыхания ?жизненно?силы всех джив. Отсюда появляет? дополнительный вариан?толкован? фраз? са-бхумим вишват?вритва - "Войдя ?Ва? повелите? энерги?дыхания (пран?, Господ?управляет жизнью всех сущест?.
Можн?задать? вопросом: почему ?тексте стих?пр?описании форм?Пуруши - "Вселенског?Человека" - ?первую очеред?упоминается ты?ча голо? ?лишь зате?- глаз??стоп? Челове?сотворен по образу ?подоби?Пуруши, ?главны?достоинством человека являет? именно ег?голова - ширш? Голова считается уникальным мыслительным орудие?люде? предназначенны?для постижен? глубоких исти? Кром?того, на голове расположен?важнейши?органы чувств человека: уш? глаз? но??язы? Хо? первично?мест?расположен? всех вышеперечисленны?находится ?тонком теле души, те?не мене?на физическом уровне он?встроены именно ?голову человека. Особенно дв?познающи?органа - уш??глаз? кром?того, ум ?разу?считаются истинным богатством каждог? Однако ?полной мере использовать их потенциа?способен лишь то? кт?пробудил ?себе вкус ?познанию Высшей Истины. Тако?челове?способен постич?наук??Боге ?обрест?духовное совершенство. Следовательн? голова (ширш? - эт?главно?достоинств?человеческог?существа.
Ты?чеокость Бога указывае?на то, чт?Он - сакш? незримый свидетел?деятельност?всех живы?сущест? Он всеведущий Господ? которы?устанавливае?законы карм?- законы вселенской справедливости.
Имя "Сахаср?па? провозглашае? чт??Бога ты?чи но? Однако ?альтернативном значении "ты?чи стоп" означает бесчисленные мест?пребыван? Бога. Ведь Господ?присутствует ?сердце каждой воплощенно?души, становясь ее неразлучны?спутнико??образе Высшей Души (Параматм?.
Махидхар?Ачар? ?свое?комментари?отмечает, чт?слов?сахаср?акша (ты?чи глаз) обобщенн?указывае?на вс?неисчислимые гьянендри?- познающи?органы "Вселенског?Человека", таки?ка?глаз? уш? но? язы??кожа. Подобным образо? слов?сахаср?па?обобщенн?описывае?вс?кармендрии - органы деятельност?Пуруши, таки?ка?руки, ноги, речево?аппара? анус ?генитали?
("Пуруша-сукт? - корень священног?древ?Ве?, Гададхар?Пандит ?)