strannik-perm
Пожалу? главно?достопримечательностью одного из классических центро?российской провинци? города Тамбов? ?глазах ег?обитателей являет? областная картинная галерея. Он?была открыт?для обозрения 30 апре? 1961 года, но уж?не на пустом мест? Посл?революци?Тамбов получи?собственны?Губернский художественный музе? которы?полагался ем?теперь «п?статусу», поэтом?ценности пришлось свозит?буквальн?со всей губернии: необычны?портреты кист?Федора Рокотова из усадьб?графов Воронцовых, западноевропейскую изобразительну?классику из коллекци?гг. Строганова ?Чичерина. ?миру по нитк???конц?ХХ века ?Галере?собралос?окол?четыре?ты??экспонатов.
Впервы??довы?тамбовце?«пригласили» любовать? художественным?произведен?ми ещ?до 1917 года ?помещения?Историко-этнографического музея ?на?ду ?археологическими находкам??предметами народног?быта.
Когд?же Нарышкин выстроил свой до? ?Читальню тоже поступил?некоторы?картин??скульптуры. Их поместил??специальны?залы, ?которы?публик?дозволялось свободно входит?только дв?раза ?неделю. «Поступали?эт?образц?изящных искусств таки?же путе? ка??по всей России ?то время, ?чере?пожертвования ?по завещания?люде? почему-либо испытывавших сентиментальны?чувств??тамбовской земл? ?частност? согласно последне?воле уроженца здешне?губернии, путешественник??искусствовед?любите? Алексея Владимирович?Вышеславцева Нарышкинск? коллекция обзавелась весьма любопытным экспонатом, которы?на долгие годы вперед сделал? причиной жарких прений ?даже скандала. Мраморны?рельеф, изображающий Мадонн??младенце? ?«подачи» Вышеславцева, вс??городе считал?работо?самого Донателл? Старик приобрел ег?гд?то ?Польше, на аукционе, ?зате?демонстрировал выдающим? специалистам ?Италии. Трудно теперь сказат? сознательн?ил?не?он?ввел?богатого русского клиент??заблуждени?(возможно, просто не хотели разочаровывать?). Та?ил?инач? владелец бы?свято уверен, чт??него ?рука?бесценная вещь ? будучи пр?смерти, ?гордость?наст?щего патриота отписа?ее родном?краю.
?имя подлинного автора замечательно?подделки эксперты установили только ?70-?годы ХХ века, да ?то не точн? но ?высоко?степенью вероятности. Эт? скорее всег? бы?Джованни Бастианини, ?свое время приобретши?европейску?слав?своими фальсификациями ренессансной скульптуры. Впроче? Бастианини родился ?1830 году, ?некоторы?природны?из?ны на мрамор?свидетельствую??то? чт?рельеф мо?быть изготовлен ?горазд?раньше?
Ка?ни удивительн? посл?1917 года музейное художественное «хозяйство» ?Тамбов?не было разорено ил?увезен??Москву, ? наоборот, стал?быстро разрастать? ?богатеть. Конечн? происходил?эт?за счет того, чт?дворянски?усадьб?разворовывалис? оскудевали ?сжигалис? но, во всяко?случае, можн?утверждать: национализац? частны?собраний посл?большевистской революци?фактически спасла значительную част?этих собраний ?способствовала развитию музейног?дела. Пр?царе числ?художественных галере??России не превышал?числ?пальце?на рука? Русски?музе? Трет?ковк??ещ?нескольк?фондов, разбросанных по губерн?? Вс?остально? та?ил?инач? радовало глаз счастливых частны?владельцев ?их гостей.
Теперь принципы собирательства ?музейног?хранен? значительн?переменились, хо? новая идеология ?то?виде, ?которо?он?пото?долгое время господствовала, сформировалась не сраз? ?пример? советская власть изначально колебалась: ст??ли заботы ?сохранен? предметы, отно?щиеся ?сфер?чистой эстетики? Ведь эт?не исторические па?тник??даже не всегда дорогост?щи?вещи. ??стране тогд? естественн? катастрофическ?не хватал?эрудированны?специалистов, способны?оценит?качество того ил?иног?произведен?.
Здес?провинциальном?городу ?ег?коллекци?очен?повезл??Алексеем Васильевичем Лебедевы? чь?имя даже нынешние сотрудники галере?произнося??больши?пиететом. ?драматически?20-?этот консультан?Трет?ковк?бы?направле?эмиссаро?коллегии музейног?отдела Наркомпрос??Тамбовскую губернию ?буквальн?спас те самы?«бесполезные?предметы, служащие только для красот? от истребительног?пыла свои?невежественных товарище? По ег?указанию артефакт?подвергались тщательной инвентаризации ?каждом брошенно?поместье, ?зате?вывозились ?само?ценное, конечн? ?Москву, ?остально???собрание Тамбовског?губернског?художественног?музея. Та?го?чи?сторонни?ново?власти вопрек?ее обще?политике успешн?противил? уничтожени?остатков старой жизн? ?пр?этом са?уцелел.
Можн?сказат? чт?Тамбовск? картинная галерея «составилась?из трех крупнейших усадебны?коллекци?(?узкими ручейкам?другог?происхождения). Самыми значительным?были дары Знаменки, владен? графов Строгановы? Немногим «уступила» ей Воронцовка, вотчин?Воронцовых, ?на «третьем месте» ?Караул, имение Бориса Николаевич?Чичерина, известного политическог?мыслителя.
От сами?же домо? ув? не осталось почт?ничего. Дворец ?Знаменке, правда, стои??перестроенны?до неузнаваемости. ?Караул?уцелел?только ко?каки?хо?йственны?постройк? ?Воронцовке ?прошло?напоминают одни исполински?дубы. ?бывшие хо?ев?живу??на фамильны?портрета? спасенны?Лебедевы??выставленных ?Галере? Только из одно?Воронцовки, по свидетельств?искусствовед?? Кончин? их было экспроприировано больше тридцати, причем ка?произведений «росики» (прощ?гово?, портрето? заказанных Воронцовым?иностранны?художникам ?Вуал? Токк? Молинари), та??стопроцентно отечественны?
Благодаря на?дном?трафарет?русская знат?на этих полотнах посред?русского до мозг?костей Тамбов?становит? заправск?западной. Во?Мария Артемьевна Воронцов?на полотн?Георга-Каспар?Преннера. Динамичн?контрастны?костюм ?духе рококо. Лицо, руки, шея кажутся алебастровым??кружевны?оборка? Обра?источает наме??только легкий наме??на интимность. Роза ?руке?br />
?во??он??уж?совсем не молода, но такж??обрамлении французски?кружев, кист?Федора Рокотова. Из Воронцовки ?Тамбовскую галере?попали целы?четыре работы этог?прославленного ещ?пр?жизн?портретист? Неизвестно, чт?именно та?притягивало ег??воронцовском?роду, ?представител?последнего платил?ем?не больше других (ещ??молодост?за профильный портре?императриц?Екатерин?он получи?500 рублей). Но, та?ил?инач? дворя?Воронцовых сы?крепостног? академик ? по стечению обст?тельст? уроженец села Воронцов?(правда, Московской губернии) писа??упорны?пост?нством из де?тилетия ?де?тилети? Впроче? существует ?друг? верс?, мене?попу?рн? ?искусствоведческих кругах ??то? чт?Рокото??са?происходил из древне?благородно?семь? За ни?якобы даже числилис?помест? ?Псковско?губернии.
Лучшим из воронцовской сери?Рокотова ?Тамбов?считается овальный портре?новобрачно?Анны (?замужестве Бутурлиной), чт?давало современника?художник? перешагнувшего шестидесятилетний поро? подозреват?ег??запоздалой страст? ?наши?современнико?эт?обст?тельство застав?ет задумать? об удивительном художественном провидении сквозь времен??жанр?искусств. Ведь любо?скажет, чт?эт?юн? графиня ?вылитая Наташа Ростов? которая «родилась» почт?столетие?позж? буйные локоны, любопытный взгля?черных глаз, приоткрыты?ро??недоуменно?полудетско?выражени?лица?«Анюте?Рокотова, ка??Наташе Толстого, тогд?было шестнадцат? Однако их судьбы посл?замужества непохожи. Если, по словам автора «Войны ?мира? Наталья Безухова сраз?осознала женски?долг ?«превратилас??плодовитую самку», то Анна Бутурлин? по свидетельствам близки? ещ?долг?играла ?кукл?
Впроче? судьбы портрето? ?даже сами?изображенных на ни?люде? мало чт?имею?общего ?судьбами прототипов. Скажем, почему портре?граф?Иван?Андреевича Остерман?(1760-?годы) хранил? ?воронцовской коллекци?на почетном мест? несмот? на то, чт?отец граф? Иоганн Фридри?(по-русски ?Андрей Иванович), знаменитый петровский царедворец ?дипломат, ?свое время привел ?опал??гибели кабине?министра Артемия Петрович?Волынского, тестя тогдашнего глав?рода Воронцовых? Че?Воронцовым бы?доро?этот портре? Вероятн? лишь те? чт?принадлежа?кист?их любимого Рокотова. Теперь рокотовски?Остерман ?тоже ?Тамбовском музе?..
Если усадьб?Караул держит третье мест?по общему вкладу ?тамбовскую коллекци? то по западноевропейским работа? попавшим из него ?Галере? этот вкла?являет? самы?значимым, ??то?заслуг?хо?ин? западник??человека тонког?вкус? Уж?посл?ег?смерти ?журнал?«Столица ?усадьба» была напечатана стат?, посвященн? блес?щему имению, расположенному на холмисто?берегу реки Вороны ?сост?вшем?тогд??пожизненно?владении вдов?Александры Алексеевны Чичерино? Репортер, ?частност? писа? чт?«в доме имеется ценн? коллекция гравюр старых мастеров голландско??итал?нско?школ, обширн? библиотека ?большо?собрание картин, составленное частью во время путешествия ?? Чичерина за границей, частью приобретенны??России. Межд?ними есть Серо? Айвазовски? Тропинин, Шебуев, Камене? Васильев, подлинны?Паол?Веронезе, Веласкес, Флин? Ва?Гойе? Пете?Назо? Стэн, Тербор??др.? Дале?следовал?фотоснимки, запечатлевши?многое из этог?богатств? ?то?же, ка?началось эт?плодотворное собирательство, пише?са?Чичери?(межд?прочим, родной ?дюшк?первог?нарком?иностранны?де?советско?России) ?книг?личных воспоминаний по?заглавие?«Московски?университет». Та?он «чистосердечно?признает?, чт?серьезны?коллекционером быть вовс?не собирался, ?просто однажд??Гааг??1864 году не смог удержать? от приобретен? двух «совершенн?не нужных ему» фамильны?портрето?кист?Петера Назона. Просто пожале?одно разорившее? ?бедствовавше?роттердамско?семейств?
Вдобавок, ?наст?щему художественном?собирательству Бори?Николаевич не бы?гото?ещ???финансовом отношени? Он не облада?достаточны?сост?нием, чтоб?покупать за границей решительно вс?приг?нувшее?. ?приходилос?специально ?хитроумн?отыскивать «оазисы» качества ?дешевизн?одновременно, прикидыват? притво?ть?, торговаться, уговариват? блефовать…
Сначал? отдавая дань попу?рном?тогд??росс??увлечени? Чичери?боле?всег?обраща?внимание на голландско??фламандско?искусств? Во время путешествия по Европе наследника, цесаревича Николая Александровича, пр?которо?он сост??наставнико? хо?ин Караул?дн?напролет проводил ?галерея?Гааг? Амстердама, Гарлем??Лейден? Но ?Италии ег?умонастроени?переменилось: «Это было непрерывающееся восторженное сост?ни? Душа надолг?насытилась возвышенными впечатлениями. Ту?я впервы?вполне по??высоки?ми?искусств???те?по?сделал? навсегда ег?поклоннико??любителем».
?прямо??переносном смысле не отставал от караульского эстета ?ег?ближайши?сосе? признанный археолог Сергей Григорьеви?Строгано?из Знаменки. Будучи завзяты?коллекционером, он тоже немало колеси?по Европе ?стремлении удовлетворит?свою страст??собирательству. Воле?обст?тельст?пути тамбовских помещико?пересекались. Чичери?сообщает: «Однажды, когд?мы ?графом Строгановы?осматривал??де?ты?ра?гаагский музе? директор сказал на? чт??него ?задней комнат?есть картин?для продаж? Граф Строгано?тотчас же накинулся на дв?маленьки?пейзаж?Ва?Гойена, за которы?он заплатил триста франков…?
Большинств?приобретаемы?Сергее?Григорьевиче?произведений оседал??ег?богато?доме ?Петербурге. ?Знаменку попадали только некоторы?вещи ?быть може? не стол?выдающие?, но те?не мене?весьма ценные. Например, левая створк?диптих?«Мадонна ?младенцем», написанн? ?ХVI веке Яном Ва?Скорелем. Строгано?купи?ее на аукционе ?Англии. По непроверенны?сведен?? друг? половина этой единиц?тамбовског?хранен? находится ?знаменитой Берлинской галере?
Экскурсия по любому художественном?музе??всегда живо??непредсказуемо?дело. Четк? последовательность шаго?здес?невозможна. Перехо? из зала ?за? за мимолетные мгновения перелетаеш?из эпох??эпох???данном, тамбовском, случае из петровских времен ??советску?Россию, из патриархальног?екатерининског?уюта ?спокойну?регламентированность XIX века ?обратн? ?насквозь, ?вперед. Маршру?можн?подбират?самост?тельно ?индивидуальн? Прошло??наст?ще?каждый ра?вступают ?новы?диалог ?специально для ва? Вс?эт??цело??есть история искусств?
?история никогд?не кончается, ? напитавшис?дарами окрестны?усадеб, Тамбовск? галерея вступила на путь самост?тельного собирательства. Наибольшие успехи были достигнуты здес?на почв?русского авангард? Причем иногда даже на родной Центрально-Черноземно?почв? ка?доказывает одно из самы?заметных новы?поступлени?фонд??«Хоровод?Нины Симонови?Ефимовой, последни?глоток мирног?воздух?пере?бу?ми ХХ века (полотн?датировано 1914 годо?. Тр?монументальные женски?фигуры ?пестры?славянски?одежда?застыл??ритм?народног?танц? Их движен? нетороплив? поступ?ленива ??жела. Отсюда пошл?шутливое присловь?из локального фольклор? «Зем? дрожит, когд?танцую?тамбовские девушки».
Когд?ушла ?прошло?ужасная империалистическ? войн? рубенсовск? женская грац? уж?не казалась достойно?запечатлен? ?искусств??тамбовском музе?перескакивае??выставленном?здес?же, ?до? «Самовару» Владимир?Баранова-Россин? изобретате? цветомузык? Типичный ?плоски?среднерусски?натюрмор?неожиданно переродился ?футуристическо?видени? замысловатый камуфля? Лини?изломаны, плавны?поко?сменяет? безотчетно?тревогой. Авто?полотн?поги??1944 году ?немецком концлагере?br />
Но стои?повернуться вполоборот??перевест?взгля?на соседнюю стен? ка?вы спасаетесь ?чинном ?благопристойно?XIX веке. ?ва?снов?интригую?ловк?«схваченные» передвижниками жанровые сценки из народной жизн??обязательно?выпуклой мораль? Холсты степенны?пейзажисто? озабоченны?лишь глубиной ?достоверностью свое?лирики. Традиционные шишкинские леса, саврасовские проселочны?дороги ?морски?дали Айвазовского?Но есть ?боле?отдаленные мест? мгновени???мы переносимся за сотн?километров, на широку?площад??центре Рима на эскизе ?картин?«Политическая демонстрац? ?Риме ?1846 году? принадлежаще?кист?Карл?Брюллова ?середина ХI?века. На трон?папа Пи?I? ?вокруг бурлящи?толп?люде? таки?же яры??непримиримые сторонники республики, ка?реальные друз? художник? итал?нски??русски?гарибальдист?
Отечественны?мотивы ярк?присутствуют ??иностранно?пейзаж?тамбовског?жите? английског?происхождения Василия Шервуд?«Горно?озеро», но эт?мотивы совсем иные, не набатные, ?«лермонтовские?пастельные ощущен? южно?природ?(кстати, обратное тождеств? ?«неорусском» стил?Московског?Историческог?музея нахо??романтически?британские черт??одни?из авторо?проект?бы?Шервуд).
?небольшо?прямоугольном помещени? ув? нескольк?те?ют? картин?портретист?Василия Тропинин??выходц?из крепостных граф?Миниха, ставшего академиком живописи. Надо думать, выполненно?им известно?изображени?заядлог?московског?театрала Санников?занимало ?передней чичеринского дома ?Караул?боле?выгодную позици? равн?ка??«Старуха ?чулком? котору?скорый на сужден? Бори?Чичери?назвал «Портретом матери? Позж??запасниках Русского музея ?Трет?ковк?нашл?варианты этой работы ?он?позволяют предположить, чт?неизвестная дама приходилас?Тропинин?жено?
Но здес?мы ?наше?«параллельно?мире? художественном путешестви? доходи?до то?точк? гд?машина времен?перестае?работать, во всяко?случае, машина времен?модели «Тамбовская картинная галерея?
Мест?на карт?/font>
Авто? Васили?Кириллов
Фото:Александ?Сори?br />
Источник:
сайт журнал?Вокруг Свет?/a>