Черн? магия ?ее разоблачение:потаенны?смыслы романа "Мастер ?Маргарит?quot; |
Черн? магия ?ее разоблачение
Андрей Венедиктович Воронцов родился ?1961 году ?Подмосковь? ?1986 году окончи?Литературный институт им. ?? Горького.
Авто?романо?«Огон??степ?raquo; («Шолохо?raquo;), «Тайный коридо?raquo;, «Необ?снимые правил?смерти», «Называйт?ме? пророком» («Будуще?не продается»). Работает заместителем главного редактор?журнал?«Москва».
Секретар?правления Союз?писателе?России. Руководитель семинара проз?на Высших литературных курсах пр?Литературном институт?
?/strong>езадолго до киевског?«майдан?raquo;, 31 август?2013 года, агентств?новостей «Новы?регион2» сообщило: «?воскресень??Киев? ?торговом центре “Квадра?rdquo;, прошла скандальная акция, участникам которо?было предложено раздеться до нижнег?белья, ?взамен получить одежду бесплатн?
?блогосфере теперь активн?обсуждаются фотографии женщин ?мужчин ?нижнем бель? ст?щи?на промозглой погоде возл?торговог?центра, ожид? начала акци? Впроче? су? по отзыва?очевидце? жертвы участников оказалис?напрасными — далеко не вс?получили приз? на которы?рассчитывали... “Булгаковског?Воланд??театро?«Варьет?raquo; выдумывать для киев??уж?не требуется. Он?уж?идут на ба?сатаны”, — прокомментировал Дмитри?Скворцов, соучредитель политическог?клуб?“Альтернатива”».
?заметк?прилагалис??фото «акци?raquo;. Любопытн? чт? ?отличи?от булгаковских персонажей, раздевавшихся на сцен?театра «Варьет?raquo; за занавеской, наши геро?разоблачилис?до трусов прямо на тротуаре, бе?всяко?занавеск?
Прочитав эт?заметк?(ее авто? кстати, российский журналис?Александ?Щетини? покончивши??собо??Киев??август?2016 года), погляде?на фото, я вдру?по??наконе?то, чт?всегда смутно беспокоило ме? пр?чтении «Мастер??Маргарит?raquo; (?частност? глав?«Черн? магия ?ее разоблачение»), но чему я не мо?найт?об?снен?.
Во?он? геро?nbsp;«Мастер?/em>» — не москвичи!
То есть живу?shy;то он??Москве, ?прототип?их взяты ?мало?родины Булгаков?— Киев? Проскакивающие ?«Черной маги?raquo; украинские ?польские фамили?— Варенуха, Парчевский, Покобатько — ?появление ?романе киев?нина Поплавског?косвенно подтверждают эт?
Иб?ни ?1929 году, ни те?боле??1937?москвичи (москвичк? ни за чт?не стал?бы прилюдно ме?ть свою старую одежду на бесплатную нову? Ту?даже не ?страхе пере?«органами» дело, ??то? чт?москвичи советского образц? ка?бы скудно ни жили, ?каки?бы лохмот??ни щего?ли, всегда ?цело?сохраняли державно? столично?достоинств?
Итак, 31 август?2013 года эксперимен?Воланд?бы?повторен наяву ?Киев??оказал? стол?же успешным.
?за новы?сеансо?«черной маги?raquo; последовал «майдан». Современны?москвичи, конечн? тоже не подаро?— ведь раздевалис?же он?на сцен??пошлейше?телешо?«Империя страст?raquo;, но я не представ?? чтоб?он??нижнем бель?ст?ли во?та?на тротуаре, ка?ст?ли киев?не, ?то?числ??немолоды?люди, су? по фото. Некоторы?из ни? несомненно, появились пото?на «майдан?raquo;.
Помнит?девушк?из телерепортажей ?плакатиком: «?девочк? ?не хочу ?ТС! ?хочу кружевны?трусiкi i ЕС!»?
Эт?реинкарнац? женщин?из булгаковског?театра «Варьет?raquo;, которая кричал?мужу: «Деспот ?мещани? не ломайт?мн?руку!» ?на?«болотные» сказал?бы ей, чт?он?дура ?провокаторша, ?немедленно отобрали бы плакат.
?«майданны?raquo; даже ?не подумали; боле?того, текс?плакатик?явн?оказал? согласован ?ними, ?може?быть, им??подсказа? поскольк?впоследствии выяснилос? чт?«девочк?raquo; — не просто «девочк?raquo;, ?начинающ? актрис??вполне профессиональн?може?писать публичны?доносы на свои?боле?известны?коллег, якобы сочувствующи?«колорада?raquo;. Ну че?не булгаковский персонаж?
Гово?? правда, чт?«кыяне» уж?«не те» ?наст?щи?«кыя?raquo; уж не?— за минувшие 25 ле?их сменил?«понаехавши?raquo; провинциал??Западной ?Центрально?Украин? Но я чт?shy;то ?этом сомневаюсь.
Во-первых, тогд?бы киев?не сплошь розмов?ли на мови, ?он?почт?вс?гово??по-русски. ?«девочк?бе?кружевны?трусиков» написала плакатик по-русски, для ощущен? «свидомости» замени?«?raquo; на де?теричное «i».
Во-вторых, нынешний обли?жаждущег?ха?вы ?исполненного странной для русскоязычног?человека русофоби?«кыянина» сложил? не сегодня ?не вчер? ?давн?— ?1917 года точн?
Ка?именно он сложил?, я не знаю, но знаю, благодаря Булгаков? на кого бы?похо?тогдашни?среднестатистический киев?ни? На Шарикова. ?«Бело?гварди?raquo; киевский мальчишк?говори?Николк?Турбин? «Офицерню бьют наши... ?офицерам?расправляют?. Та?им ?надо. Их восемьсо?челове?на весь Горо? ?он?дурака ва?ли. Пришел Петлюр? ??него миллио?войска».
Кт?этот мальчишк? радующий? приход?бандитов ?русофобо? украинский националис? ?другие киев?не, пришедши?приветствовать Петлюр?на Софийску?площад? тоже? Но, согласно городско?переписи 1917 года, украинцы (малоросс? являлись ?Киев?этническим меньшинством — их было всег?12%, тогд?ка?евреев — 19%, ?русски?(великороссов) — 56%. Не? не только украинские националисты вышл?приветствовать Петлюр??Киев?— эт?бы?многоликий Шарико? ?понынешнем?— «укро?raquo;.
Но вс?же — почему, ка?вс?эт?произошл??«матери городо?русски?raquo;?
?во?почему. Ещ??1923 году Булгаков написа??очерке «Киевгоро?raquo;: «“Ар?rdquo; (американск? организация помощи голодающим, по?вывеской которо? ка?принято ?СШ? трудилис??шпионы. — ??) — солнце, вокруг которого, ка?земля, ходи?Киев. Вс?населени?Киев?разделяет? на пьющих кака?счастливце? служащих ?“Ар?rdquo; (1?сорт люде?, счастливце? получающих из Америк?штан??муку (2?сорт), ?черн? не имеющу??“Ар?rdquo; никакого отношения.
Женитьба заведующег?“Арой” (?тая по счет? — событи? ?которо?гово??вс? Ободранное здание бывшей “Европейско?rdquo; гостиниц? возл?которого ст??киевские джинрикш? — велики?храм, набиты?сало? хинино??банкам??надписью “Evaporated milk” (сгущенно?молоко (англ.). — ??).
?во?кончается вс?эт? “Ар?rdquo; ?Киев?закрывается, заведующиймолодоже?уезжае??июне на пароходе ?свою Америк? ?межд?св?ченицами стои?скреже?зубовный».
Этот скреже?зубовный по американцумногоженцу та?похо?на зубовный скреже?по «украденной» было Януковичем евроколонизаци? ?разочаровани?«майдан?raquo; — на разочаровани?раздевшихся ?торговог?центра «Квадра?raquo;, но не получивших взамен никакого нового «прикид?raquo; киев?? «Лёли? вс?пропал? Гипс снимаю? клиент уезжае?» Ой, ты ?мо?лышечк? Плюньт?мн??ясные оч? Мы ?готовы были продаться со всем?потрохам? ?на?не продал? Люди добрые, що ?цэ видбувается?
Неважн? чт?на само?деле кричал?на этом «майдан?raquo;, важн? чт?думали. ?думали именно та? Мечт??«евроинтеграции» любо?цено?— во?солнце, вокруг которого ходи?нынешний Киев. Снов??снов?вспомина?я фото люде??«Квадрата». «Герлэн, Шанель номе??ть, Мицуко, Нарсис Нуар, вечерние плат?, плат?коктейль...» — написано на их лица?
?нижнем бель?он? конечн? не похожи на те? кт?тремя ме?цами позж?выше?на Майдан. Те?не мене?эт?именно он? Оденьт?их мысленно ?зимнюю одежду, дайт??руки упитанно?тетк??розово?купальнике плакатик «Украïна — це Європа» ил?«?девочк?
?хочу кружевны?трусiкi i ЕС!» — ?вы не найдет?ни единог?различ?. Геро?«майдан?raquo; — эт?те, кт?ране?героически ст??почт?нагишо?пере?«Квадрато?raquo;. Ув? их опять «кинули». Ув? захлопнулась очередная ха?ва. ? скильк??можн? Учор?обло? сьогодни обло? Оста?Ибрагимови? когд?же мы буде?делить наши деньги?
Подлый Оста?Ибрагимови?забрал честно украденные Балагановы??Паниковски?деньги ?поше?шантажироват?им?Корейк? Ненавистны?Янукович реши?продат?страну подороже ?поехал ?Вильню?торговаться ?еврожуликами. ?пото?сбежал ?«бабосами» ?Ростов. Кидалово, сплошное кидалово! Янукович?— на нары! Азаров?— на ги?ку!
«Домайданны?raquo; властители Украин?были похожи на муже?из булгаковског?«Мастер?raquo;, пытавших? не допустит?свои?же?до ха?вы ?театре «Варьет?raquo;: «?обще?возбужденном говоре, смешка??вздоха?послышал? мужско?голо? “?не позволя?тебе!” — ?женски? “Деспот ?мещани? не ломайт?мн?руку!”»
Та??злой «Беркут» лома?молодежи на «майдан?raquo; руки, «не пуща?raquo; ?Европу, ?даровому Герлэн??Шанели номе??ть.
Да, удивительным провидце?оказал? Михаил Афанасьеви?Булгаков... Но буде?ли справедливым мнение, чт?ег?писательск? сила — ?язвительнейше??пророческо?сатире? Едва ли, на мо?взгля? Ка??многие, я открыл Булгаков??«Мастер??Маргарит?raquo;. ?ег?чита?глазам?советского де?тиклассник?shy;вольнодумц?(мо?современники могу?себе этот ти?представит?, для которого евангельск? линия романа была, ?обще? ясн?(иб??свое?вольнодумств?я уж?доше?до мысл? чт?Бо?существует), ?мистик?shy;демонологическ? — не очен? Читать пр?похожден? сатаны ?ег?присны??Москве было, конечн? интересн? однако заче?он?являют? всяко?литературной ?околотеатральной шантрапе, я, если честно, понима?не слишко?хорошо.
Пришел бы Воланд ещ? допустим, ?Сталин?.. Но во?издевательские реплик?нечист?воспринимались мной на ур? «Вино како?страны вы предпочитает??эт?время дня?» Блес? Сейчасто уж?неясн? ?че? собственно, юмор. ?любо?российском супермаркете мы найдем вино не мене?де?ти стра? ??винных бутика?— ещ?больше... Ил?взять пресловуту?«осетрину второй свежести»: «Втор? свежесть — во?чт?вздо? Свежесть бывает только одна — перв?, он?же ?послед?я.
?если осетрина второй свежести, то эт?означает, чт?он?тухл?!» Ну, чт?? эт?действительн?сатира. Булгаков вспомнил времен?работы ?«Гудк?raquo;?
Дума? ту?вс?сложне? ?случае ?«Мастером ?Маргаритой» мы имее?дело не только ?книгой мистическо? но ?буквальн?напичканно?тайным?метафорами, аллегориями ?подтекстам? На этот счет существует весьма обширн? литература: назову только имен?таки?авторо? ка?Михаил Гаспаров, Бори?Агее? Андрей Кураев... Когд?Булгаков писа?«Мастер?raquo;, он проштудирова?не только апокрифические свидетельств??Христе, но ?вс? чт?нашлос??ту пору ?московских библиотека?по демонологи??черной маги?
?эт?по?тн? ведь чт?тако? ?сущности, об?довая сторон?демонологи??черной маги? Эт?попытк?мистическими средствами опровергнуть мистик?христианства. Та?называемые таинства сатанизм?несамост?тельны — он??извращенно? кощунственно?форм?пародируют христианские таинства.
Выдвинутый Агеевы? Кураевым ?многим?другим?авторами тези? чт?история булгаковског?Иешу?— эт?верс? евангельских событи??точк?зрен? сатаны, трудно оспорить, та?ка??спорит?не ?че? Воланд неоднократно назван ?романе сатано? ?именно из ус?Воланд?мы ?слышим впервы?расска?об Иешу?
Послушат?этог?Воланд? та?получает?, чт?он ?вп?мь представ?ет собо?силу, «чт?вечн?хоче?зл??вечн?совершае?благ?raquo;. Он врод?бы ??распяти?Христа не имее?прямого отношения: вс? мо? злые люди сделал?сами, за чт??попаду??нему ?ад, ?он их примерно накаже?..
?сверхчувственном мире господин Воланд — врод?ка?глав?ГУИН??нынешней российской пенитенциарной систем? Ил?ка?генеральны?прокурор. Межд?те?Булгаков, хо? ег?трактовк? ?гк?гово?, далека от христианской, смотре?на вс?эт?нескольк?инач?— во всяко?случае, глубже.
Если задача Воланд??ег?свит?сводит? лишь ?наказани?грешнико? то почему он?та?боятся крестног?знамен? ?произнесен? вслу?Божьег?имен? Он?же врод?бы «ни ?че?не виноваты» — ка?не виноваты сотрудники ГУИН??преступлен??свои?«подопечных». ?не?ка?будт??ни?особых основани?не любить те? кт??числ?таки?«подопечных» не попа? Но отчего же Воланд?та??жело ?обществе Левия Матв?? ?за чт?он наказа?душевным заболеванием невежественног? но ?обще?shy;то не такого уж плохог?человека Иван?Бездомного? Не за то ли, чт?то?сраз?инстинктивно почувствовал ?Воланд?силу темную?
?заче?потребовалос?всемогущем?Воланд?измывать? на?буфетчиком Соковы? человеко? ка?верн?заметила служанка сатаны Гелл? «маленьки?raquo;, да ещ?вест??ни?стол?продолжительны?разговор? Заметьте такж? чт?Воланд приня?ег??обстановке едва ли не торжественно? чего не удостаивалис?ни Мастер, ни Маргарит? ни гост?на сатанинско?балу, которы?он встречал ?грязной ночной рубахе. ?че?ту?дело?
??то? чт?Соко?— челове?верующий, точнее, по определени?Булгаков? «богобоязненны?raquo;, потому чт?для наст?щего верующег?он слишко?жаде??сребролюби? Он пришел просит?свои ст?рубликов ?Воланд??самы?печальны?день Великого пост?— ?Страстну??тниц? когд?бы?распя?Христо?
Но ?церков?Андрей Фоки? видимо, по дореволюционно?привычке вс?shy;таки захаживает, поэтом?наметанным взглядо?отмечает некоторы?странности ?гостиной квартиры ?50: «Сквозь цветны?стекла больши?окон лился необыкновенный, похожи?на церковны?свет», «стол бы?покрыт церковно?парчой», «пахл?не только жарены? но ещ?какимито крепчайшим?духами ?ладано?raquo; ???
Пере?Соковы?разыгрывается не чт?иное, ка?«черн? литург?», кощунственная пародия на православное богослужение, исповедь ?причасти? Да, Соко?nbsp; не очен?достойно?чадо Церкви, но ведь ударто наносится не по какомуто та?Сокову, ?по Церкви ?Христу. Вопрос ?шпаг? заданный буфетчик?голо?ведьмо?Геллой, вовс?не праздный ил?юмористический: речь идет об оружии духовном. Ка?писа?Гоголь ?свое?«Размышлени??Божественной литургии», протоиерей, облачаясь пере?службо? «привешивае??бедр?своему четырехугольны?набедренни?одни?из четыре?концов ег? которы?знаменуе?духовный ме? всепобеждающую силу Слов?Божия». Отсюда ?появление шпаг самого Воланд??ег?свит??передней, символизирующи? по?тное дело, нечт?другое, че?Слов?Божи??«победу на?смерть?raquo;.
Соко?встречен нечистью ?типичном для не?издевательском духе — ка?священник. По требованию Воланд?Азазелло «ловк?пода?ем?один из темных дубовы?низеньки?табурето?raquo;. Похожи?табуреты ?алтаре пономари подают священникам, чтоб?он?си? слушал?чтение Деяни?святы?апостоло?
Эт? разумеет?, сделан?Булгаковым не случайно. Поскольк?недобросовестный, жадный буфетчик Соко?— первый богобоязненны?челове? встреченны?Воландом ?ег?свитой ?Москве, то, издеваясь на?ни? он?издевают? на?апостольской идее?— идее? по мнению сатаны, вздорной, несуществующей, ка?не существует «осетрины второй свежести». Здес?Воланд сознательн?прибегае??древне?христианской символик?— рыбе. Наивно полагать, чт?он просто острит по поводу по?дков ?буфете, словно како?shy;нибудь Жванецки?
Естественн? Соко? посмевши?присесть ?присутстви?сатаны, падает ?поданног?Азазелло табурета. Пр?этом он выплескивает себе на брюк?«полную чашу красного вина». Ув? эт?тоже не шутк? ??жкое кощунств?на евхаристически?кано? преобразование вина ?Кров?Христову. Дале?Воланд угощае?Сокова ?со? которо?жари?на кончик?шпаг?Азазелло, чт?не мене?кощунственно: высмеивает? причащение Тело?Христовы?
Ладн? непр?зн?Воланд??«богобоязненному» Сокову по?тн? Но почему он стол?жесток?расправился ?ни? Чт? ?само?деле, совершил такого, кром?сребролюбия ?торговли несвежей осетрино? Андрей Фоки? чтоб?наградит?ег?пыткой ожидан? мучительно?смерти? Критик Латунски??доносчик Алоизи?Могары? погубившие Мастер? ?конц?романа живу??здравствую? ?несчастный Соко? видите ли, должен умират?от рака печени!
Не? Воланд ненавиди??преследует коголибо не по случайно?прихот? Онто знае?подлинну?истори?страдани??распятия Иисуса Христа! Воланд — враг Христа, «ду?зл??повелитель тене?raquo;, «старый софист», ка?говори?«глупый» Леви?Матвей. Но разв?са?Булгаков не поддал? отрицательному об?ни?своего же страшног?персонаж? Есть тако?дело, не стои??спорит? Но надо помнит? чт?ег?геро?— эт?падший анге? поднявший ?незапа?тные времен??те?против Бога.
?ка?должен вест?се? падший анге? оказавшийся повелителе?тене? Не исключен? чт?та?же, ка?священникрасстриг? гово?щи?атеистически?речи привычны?языко?церковно?проповед? Во??Воланд: совершае?гнусны? аморальные поступки ?сопровождает их высокопарной мораль?(«каждом?буде?дано по ег?вере» ???).
Любопытн? чт?вс?эт?потаенны?смыслы «Мастер?raquo; стал?доступны мн?позж? когд?я прочитал «Белу?гварди?raquo;. Вообще, бе?этог?романа мы никогд?не поймем, почему культура XIX века стал?для на?реликтом ?чт?случилос?посл?1917 года ?теми, кт?наследовал Достоевскому ?Чехову. Патрио?Мышлаевски??ядовитейшим сарказмо?говори??«мужичкахбогоносцах достоевски?raquo; ?«святы?землепашца? сеяте???хранителя?raquo;, хо? понимает даже ?гневно?ослеплении, чт? «На Руси возможно только одно: вера православн?, власть самодержавная!» ?во?булгаковский Башмачки?бе?департамента (да чт?та?бе?департамента — бе?государств? — Василиса.
Посл?того ка?мародеры ?шине???чужого плеч??ветхих николаевских мундирах забрал??него, член?либерально?«партии народной свобод?raquo;, лакированные ботинк? калоши, брюк??пиджак, он вдру?«прозре?raquo;: «...?ме? являет? зловещ? уверенност? чт?спасти на?може?только одно... Самодержавие... Да?.. Злейшая диктатур? каку?можн?себе только представит?.. Самодержавие...» Сатира? Да, сатира, но характернейш?: именно та?Булгаков разрешил за?нувший? на весь XIX ве?спор межд?Евгением ?Медным Всаднико?(синонимо?петербургскому па?тник?Петр??«Бело?гварди?raquo; служит высоко вознесшая? на?Днепро?стат? Владимир?Великого ?кресто??рука? за которо??прячутся мародеры).
Эт?не кт?иной, ка?Медный Князь ?кресто?насылает мародеро?на Василису, петлюровце?— на подрядчик?Яков?Григорьевича Фельдман? большевико?— на петлюровце??всех их вместе, включая «мужичковбогоносцев», — на Турбиных, русски?дворя??интеллигенто?
Торжествую?Феврал? Советы, немц? Скоропадский, петлюровцы«щенэвмэрлики», вс?он?ниспровергаю? отме?ют друг друг? но заче? почему?.. Отве??эпиграфе: «?судимы были мертвы?по написанном??книгах сообразн??делами своими». Каковы были дела мертвы? тако??су? Каковы были грех?живы? таковы ?напаст? Именно эт?мысл? «...каждом?буде?дано по ег?вере» (то есть ?Берлиозу, ?Бездомному, ?Сокову, ?Мастер? ?Маргарит? ?всем остальны? — ?получила образное развитие ?воландовской част?романа. Эт?— моральны?итог ХХ века. ?сатира? Остави?лавр?сатирико?Ильф??Петров?
Серия сообщени?"«Масте??Маргарита» Булгаков ?":
Част?1 - Черн? магия ?ее разоблачение:потаенны?смыслы романа "Мастер ?Маргарит?quot;
Част?2 - Иллюстраци??"Мастер??Маргарит?quot;Портреты Бегемота художник?Лаврентия Иванов?/a>
Част?3 - На? Рушева,сегодня ей исполнилос?бы 65 ле?.."Мастер ?Маргарит?quot;,рисунк?/a>
...
Част?13 - «Ф.? Достоевски???? Булгаков: от «Идиота» ?«Мастеру ?Маргарите»?
Част?14 - Михаил Булгаков - масо?высшей проб? ?статус??градусах посвящения Мастер?/a>
Част?15 - Масонски?след ?романе "Мастер ?Маргарит?quot; Михаил?Булгаков?/a>
Рубрик? | Литература/Книг?/a> Книг?Проз?/a> Страны ?народы/Росс? |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |